Гриценко Наталья (skajilegko) wrote,
Гриценко Наталья
skajilegko

Categories:

Династия Раку

А еще смотрели там же, в Пушкинском, выставку керамики Раку. Почему-то она оказалась мне сложной для восприятия, сложнее даже, чем Клее. Всю выставку рядом шла очень приличная детская экскурсия, которая неожиданно завершилась фразой: "В этом есть большой смысл, но нам с вами его не понять". Читаешь пояснения и думаешь - боже мой, боже мой, это совсем другая вселенная, и забредшему не-японцу вряд ли станет понятно, почему вот эта черная чаша на ножке, с неровным краем и туловом, расширенным книзу, излучает полноту бытия, а черная чаша такого же размера на ножке, с неровным краем и туловом, расширенным книзу, говорит о неполноте бытия. А "зона всматривания"!

Мой улов - история о преемственности и развитии. Керамику Раку с шестнадцатого века создают представители одной династии. На выставке показывают фильм о том, как создается эта керамика: на семейной мастерской по сей день висит вывеска "Здесь делают чаши раку", написанная каллиграфом в семнадцатом веке. Нынешний действующий патриарх дома Раку - Китидзаэмон XV - задумал, как я поняла из аннотации, революцию в искусстве Раку, наложив на традицию опыт, полученный в Париже. К завершению осмотра начинаешь видеть разницу между чашами разных мастеров, и на фоне изменений между работами первого и третьего патриарха династии, трудно понятных поверхностному мимо проходящему (белый декоративный акцент!) многослойные, сложные, пятнистые поверхности чаш Китидзаэмона XV выглядят авангардом, не отступничеством, конечно, но чуть ли не чем-то скандальным. Видно, что, как говорится, пройдена дорога в тысячу миль, длинный путь творца-создателя. И при всем, это - керамика Раку; сохранен принцип, подход, который оставляет работы Китидзаэмона XV принадлежащими именно этой традиции. Его чаши - в своем роду, керамическом семействе. Работы его сына, будущего патриарха Китидзаэмона XVI, как мне показалось, "на своем месте", в начале пути: классические формы, уважение к тому, что уже создано, простые решения сложных задач. Автор в начале долгого пути, в начале понимания и поиска своего голоса, чтобы потом самоустраниться из чаши, убрать из произведения "я". Очистить чашу от собственного "я" - цель мастеров Раку.
Эта выставка - та история, когда можно проследить развитие одной темы разными голосами на протяжении 450 лет. Так красиво и небыстро.

Секрет, состав черной глазури в династии не передается от отца к сыну. Каждый автор должен изобрести рецепт заново, создав свой собственный.

По наследству передается не только "должность" патриарха Раку, но и должность того, кто будет размешивать глазурь, чтобы каменный порошок не осел на дно. Сейчас это делает жена Китидзаэмона XV.

Работа над одной чашей ведется мастером около двух недель. На дровяной обжиг, который выполняется по технологии, неизменной с семнадцатого века, в помощь приглашается бригада рабочих.

Вычитала сейчас (ничего не знаю о японских чайных церемониях и этой культуре), что для оценки чаши помимо множества других критериев важны имена ее прежних владельцев.

Tags: культпросвет
Subscribe

  • Бауманская

    На выходных на Бауманской. Кстати, в МУАР сейчас идет выставка о первых четырех очередях запуска московского метро, дворца для народа. Для меня во…

  • "Азбука рисования": семейный онлайн-курс Кружка скорого рисунка

    Как всегда: о большом деле с долгой подготовкой и множеством историй за кадром сядешь писать - и не знаешь, как об этом рассказать. И в итоге сухо…

  • (no subject)

    Cходили сегодня в Пушкинский, смотрели выставку Рембрандта и Дмитрия Гутова «Рембрандт. Другой ракурс». Это первый случай, когда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments