Гриценко Наталья (skajilegko) wrote,
Гриценко Наталья
skajilegko

Categories:

Про свою войну

Это в копилку к Нольде и Тооту.

Солнечная Маша посоветовала обязательно идти в Берлине в музей Кете Кольвиц. А я, надо сказать, очень поверхностно была знакома с ее творчеством и не была готова увидеть то, что увидела. Это очень хороший музей, где выставлены работы великого таланта, мощи и дара, и все они - острая пульсирующая боль: голодная, бессильная, материнская, детская, человеческая, личная, безымянная и всеобщая. Буквально пара работ о материнском счастье, несколько - о покое (из серии литографий "Смерть"), а остальное - боль, ярость, гроздья гнева, непрерывный суицид и прочий Летов. К четвертому этажу перестаешь сдерживаться и ревешь.

Сперва, конечно, думаешь о трагедиях художницы. В первую мировую войну погибает ее сын, "Мать оплакивает смерть сына" ("Пьета") - понятно; во вторую мировую - внук, да и вообще, о чем тут говорить - Германия, первая мировая война, вторая мировая война. А потом понимаешь, что нет, в общем-то, никакого "до" и "после".  До всех этих событий - серия "Восстание ткачей", серия "Крестьянская война" (с листами "Изнасилованная", "Поле битвы", "Прорыв", "Узники"). "Растоптанные". "Восстание". "Картины нищеты". Позже - серия "Война", голод в Германии, голод в России, "Хлеба!". В зале автопортретов особо выделен тот, на котором автор улыбается, он - единственный; в пояснении к нему сказано, что это очень редкий портрет, но парадокс в том, что, как написано там же, все знакомые отзывались о ней как о жизнерадостной и смешливой женщине. Незадолго до смерти Кете Кольвиц написала: «Война преследует меня до конца».

И скульптура еще лучше графики. "Башня матерей":
Tags: как мы ездили в зоосад, культпросвет, художники
Subscribe

  • Выставки

    Концентрация и разнообразие выставок, хороших и/или интересных, запредельная. Мне кажется важным давать себе побольше времени не то что на…

  • Каргопольский патриарх

  • одноразовое

    Как будто все лето - лето одного раза. Вчера вечером после наших расчудесных танцев в Музеоне я никак не могла уйти с моста, потому что было тепло и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments