Гриценко Наталья (skajilegko) wrote,
Гриценко Наталья
skajilegko

Александр Лабас (1900-1983)

"В чем я уверен, так это в том, что с каждым десятилетием мои работы будут все более и более понятны, ну а через 50 или 100 лет, вот тогда они зазвучат в полную силу, и все увидят в них наше время, которое, как мне кажется, редко кто чувствовал так, как я, и умел разобраться в очень сложных явлениях нашего потрясающего XX века. Я рожден был удивительно точно во времени, этот век мне подходит, как никакой другой".

Были в воскресенье с белорусскими гостями на большой выставке Александра Лабаса "На скорости ХХ века" в Третьяковке на Крымском (параллельно в ЦДХ проходит выставка его же работ из частных собраний). Выставка отличная, горячо рекомендую сходить. Продлится до 18 мая. "Для выставки выбрана самая яркая и характерная тема художника, ставшая его "визитной карточкой" - тема движения, скорости, полета" (из аннотации).

Очень эмоциональный, лиричный, романтичный художник, такой какой-то мальчишеский восторг в работах от всех этих дирижаблей, паровозов, самолетов и прочей техники; Икар, ковер-самолет, сапоги-скороходы, такое что-то. Первая фраза Андрея_Ф: "Как же ему позволили так писать?!"; потом мы присмотрелись и поняли, что на выставке представлено всего несколько послевоенных работ (точно я вообще запомнила только одну, "В метро" 1972 года, которая, по сути, дублирует одноименную работу тридцатых годов; послевоенные работы были в электронном каталоге). К моменту начала борьбы с формализмом Лабасу было тридцать два года. По содержанию его творчество отлично вписывалось в общую картину, а вот с формой выражения неувязочка вышла. До середины 60-х годов Лабас был отлучен от участия в выставках. В 1937 году был расстрелян его брат, да еще ко всему Лабаса угораздило жениться на немецкой художнице. Тем не менее - непонятная мне история - при таких раскладах никто (никто - это и жена тоже) не только не был никуда сослан, репрессирован и тд, но Лабасу давали очень крупные заказы на панорамы и диорамы для международных выставок, вплоть до панорамы "Разрушенный и возрожденный Сталинград" для всемирной выставки.

На фоне очень экспрессивных работ 20х-30х годов и всего этого торжества прогресса, скоростей и освоения человеком новых пространств, послевоенные астры на подоконнике, портреты жены в нарядах, побережья Крыма и Прибалтики и особенно серия про архитектурные фантазии и инопланетян смотрится очень жалко. Не в смысле плохо, но мне ужасно жалко художника, для меня эти вот инопланетные серии - что-то вроде школьных зарисовок в тетради во время скучного урока. Хотя, судя по всему, он был счастлив, вовсю работал, и умер своей смертью в 1983 году, в конце концов. Но мне было как-то очень грустно смотреть на эти акварельки и картоны после мощных, динамичных работ двадцатых-тридцатых.Сколько же всего одним махом было задавлено.




















Tags: культпросвет, художники, чирик
Subscribe

  • Выставки

    Концентрация и разнообразие выставок, хороших и/или интересных, запредельная. Мне кажется важным давать себе побольше времени не то что на…

  • одноразовое

    Как будто все лето - лето одного раза. Вчера вечером после наших расчудесных танцев в Музеоне я никак не могла уйти с моста, потому что было тепло и…

  • Cубботнее утро

    Утром субботы выходишь с велосипедом во двор и попадаешь как бы сразу во все летние дворы: ванная прохладного воздуха после душной квартиры,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments